тел.: +7 812 331 90 81
spb@dokaspb.com

Новости

«А.Т.М. — Арт.Театр.Музей». Выставка. Санкт-Петербург.

С 11 по 13 ноября 2008 года в шестом павильоне петербургского «Ленэкспо» прошла первая международная выставка «А.Т.М. — Арт.Театр.Музей», в которой наша компания принимала активное участие. Выставка проходила при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по культуре Государственной Думы, Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, ФГУП «Государственный академический Мариинский театр» и Союза музеев России. Имея таких «родителей» выставка не могла не состояться, и она состоялась. Конечно, есть о чем спорить, есть над чем подумать, но то, что такая выставка нужна — сомнений нет.
Это, конечно, не самое оригинальное название, которое можно придумать, предваряя краткий рассказ о выставке «Арт.Театр.Музей». Признаюсь. Но именно оно, как никакое другое, наиболее правильно отражает возникающее от выставки впечатление. Когда в течение трех дней ты разрываешься между обязанностью встретить гостей на своем собственном стенде и желанием осмотреть стенды других участников, то в твоей памяти сохраняются только какие-то краткие моменты, вырванные из повседневности яркие картинки. Однако когда складываешь эти картинки в альбоме, появляется спокойная возможность обобщать и делать выводы. Поздней осенью в Ленэкспо обычно тихо. Большинство павильонов пустуют, и только холодный морской ветер гоняет между ними последние сухие листья. Но в этом году традиция была нарушена. В течение трех ноябрьских дней шестой павильон известного выставочного комплекса притягивал к себе внимание людей, для которых слова «театр» и «искусство» звучат не пустым звуком. Цифры впечатляют: более 60 участников из России и Белоруссии, Украины и Германии, других европейских стран, сотни посетителей, среди которых руководители и специалисты российских театров, музейные работники. Я хорошо помню, как на открытии в 2007 году очередной выставки Musikmesse.ProLight & Sound St. Petersburg технический директор Мариинского театра А.Н. Проничев говорил о том, что выставка, к сожалению, остановилась в своем развитии и нуждается в новых ориентирах. С этим трудно спорить. Андрей Николаевич ежегодно бывает на самых важных и известных мировых выставках театральной индустрии и ему есть с чем сравнивать. Эта идея, видимо, носилась в воздухе, и всего через год, не без активного участия Мариинского театра, открылась первая в нашем городе международная выставка «Арт.Театр.Музей». Причины, по которым выставка возникла, лежат на поверхности. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается более тысячи действующих театров, концертных залов, музыкальных и театральных коллективов, несколько тысяч музеев, ежегодно появляются сотни культурно — просветительских и развлекательных центров. Этим учреждениям культуры необходима площадка для встреч и обмена опытом. Им необходимо быть в курсе новинок в области театральной техники и технологии, систем музейного хранения, создания и развития музейно-культурных центров. Понятно также, почему выставка прошла в нашем городе. Санкт-Петербург является крупнейшим социально — культурным центром Российской Федерации и культурной столицей страны. В городе активно идет модернизация и реконструкция крупнейших площадок культуры и искусства. Только за последние два года: Александринский театр, Мариинка-2 и Мариинка-3, театр имени Ленсовета, театр Комедии, театр «Балтийский Дом». Нельзя не отметить, что во всех названных проектах компании «ДОКА Медиа» и «ДОКА — Санкт-Петербург» принимали и принимают самое активное участие. Город посещают с гастролями знаменитые музыканты и композиторы, актерские труппы, творческие коллективы со всех стран мира. В крупнейших исторических и культурных центрах Санкт-Петербурга выставляются всемирно известные творческие экспозиции, проводятся крупнейшие выставочные мероприятия и демонстрационные показы. Вполне допускаю, что эта выставка со временем придет на смену давно знакомой Musikmesse.ProLight & Sound St. Petersburg, которая традиционно проводится в нашем городе один раз в два года. В последние годы выставка начала терять свою индивидуальность и коммерческую привлекательность. И дело, очевидно, даже не в том, что год от года сокращается число компаний, принимающих участие в выставке, и пустовато становится в павильонах, а в том, что среди наводняющих павильоны тысяч молодых посетителей, которыми двигает исключительно праздное любопытство, все реже встречаются специалисты. Мне кажется, что задача такой выставки не в подъеме общеобразовательного уровня молодых людей, интересующихся дискотеками и клубами, а в организации действенной помощи творческим работникам — режиссерам и художникам-постановщикам, технологам по изготовлению декораций и художникам по свету, — в решении стоящих перед ними сложных задач создания художественного произведения. Эта выставка стала первой, на которой предпринята попытка всерьез решать эти вопросы. Тем обиднее то, что выглядела она явно не театральной. Больше половины выставочных мест представляли собой обычные стандартные модули, в лучшем случае снабженные плазменным телеэкраном. Яркие костюмированные стенды мастерских Мариинского театра, компании «Возрождение» и петербургского ХПО не могли изменить общую картину и лишь подтверждали правило: лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Подумать об этом на будущее стоит не только компаниям-участникам, но и организаторам выставки. Интересной была деловая программа выставки. Участники деловых встреч обсуждали не только вопросы создания конкурентоспособной инфраструктуры учреждений культуры и искусства и новых театральных технологий. Наверное, впервые зашла речь и об инновационных методах продвижения учреждений культуры и искусства. Итак, выставка состоялась, и можно быть уверенными, что мы стоим в самом начале пути. В выставочном графике 2009 года на конец ноября запланирована вторая выставка. Я не думаю, что выставка, рассказывающая о возможностях российских и иностранных компаний в области проектирования, строительства и реконструкции объектов культуры, поставки оборудования, материалов и реквизита для оснащения учреждений культуры и искусства должна проходить каждый год. Один год слишком малый срок, как для выполнения серьезного комплексного проекта реконструкции, так и для появления на рынке новых систем оборудования или сценических материалов. Но как бы я об этом не думал, а к выставке 2009 года нужно начинать готовиться... А.В. Сергеев
012_atm2008spb04-750_c